пятница, 14 марта 2014 г.



Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«ДЕТСТВО»
(Музыкально-образовательная деятельность)
1.     Целевой раздел.

Програма «Детство» обеспечивает подход к организации целостного раз­вития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта дет­ской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодей­ствием дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази­тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным язы­ком, экологией, математикой, игрой и трудом.
Девиз программы «Чувствовать — Познавать — Творить» опре­деляет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые про­низывают все разделы программы, придавая ей целостность и еди­ную направленность. Содержательная связь между разными разде­лами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности ребенка.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Совре­менные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
Программа «Детство» определяет содержание и организацию об­разовательного процесса для дошкольников и направлена на формиро­вание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельно­сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии детей.
В обновленной программе «Детство» в соответствии с Феде­ральными государственными требованиями (ФГТ) выделено две части — основная и дополнительная.
Программа «Детство» определяет содержание и организацию об­разовательного процесса для дошкольников и направлена на формиро­вание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельно­сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии детей.
Задача програм­мы — способствовать развитию познавательной активности, любо­знательности, стремления к самостоятельному познанию и размыш­лению, развитию умственных способностей и речи.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любозна­тельности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа,, искусство и др.) и познавательных умений.
2.     Содержание программы:
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущ­ностных характеристик групп объектов, установлению связей и за­висимостей между объектами и явлениями, формированию спосо­бов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т.п.). Это приводит к по­степенному формированию целостной картины мира.
Итогом освоения линии познания становится способность ре­бенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логичес­кому познанию, интеллектуальная готовность к школе.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельно­сти, пробудить творческую активность детей, стимулировать вооб­ражение.
Все содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприят­ных условий для развития индивидуальности, позитивных личност­ных качеств. В подраздел «Я расту» включено содержание, отра­жающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах харак­тера и прочее), о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизнен­ных планов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано в программе оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психи­ческих нагрузок.
Программа «Детство», как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснован­ности и практической применимости.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жиз­ни каждого человека. Именно в этот период начинается про­цесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сфе­рами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Проис­ходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования ос­нов самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому програм­ма «Детство» создана авторами как программа обогащенного раз­вития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осо­знание ребенком своих потребностей, возможностей и способ­ностей.
Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способ­ности строить педагогический процесс по модели субъект- субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диа­гностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики до­стижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребе­нок развивается в своем темпе, задача воспитателя — бережно от­носиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предус­мотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской ли­тературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и тру­дом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успеш­ной социализации в современном мире. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования.
Программа «Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможнос­тями самих образовательных областей.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, рас­ширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим пережи­ваниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, ов­ладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возмож­ностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отно­шений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Программа «Детство» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных об­ластей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Маль­чики и девочки», «Наши домашние питомцы», «Наш город». Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, те­кущие явления и яркие события (времена года, праздники).
   Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность в области музыкального восприятия,   интер­претации, творчества, музыкально-ритмических движений. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности. Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности. Развивать певческие умения детей. Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импро­визации танцев, игр, оркестровок. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
3.     Образовательные потребности интересы и мотивы детей.
Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Сегодня образовательная программа «Детство» — один из широко востребованных документов, в соответствии с которым в России работают дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий.
Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» представля­ет собой единый программно-методический комплекс, включающий:
ü комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;
ü методическое обеспечение программы;
ü методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»;
ü мониторинг развития ребенка и педагогического процесса в усло­виях реализации программы «Детство».
Предлагаемое новое издание программы «Детство» осуществлено с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века.
4.     Организационный раздел.
Младшая группа
В возрасте 3—4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребенка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их про­слушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяет ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.
Задачи в области музыкального восприятия — слушания — интер­претации
1.              Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональ­ную отзывчивость на музыку.
2.               Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
3.               Активизировать слуховую восприимчивость младших дошколь­ников.
Задачи в области музыкального исполнительства — импровизации — творчества
1.              Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельнос­ти — музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музы­кальных инструментах.
2.                Развивать координированность движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
3.               Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.
4.               Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять про­стейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Ориентация детей в образовательной области
Дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука (высоко—низко, громко—тихо). Понимать простейшие связи музы­кального образа и средств выразительности (медведь — низкий ре­гистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно эксперименти­руют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать эле­ментарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать му­зыку.

Организация опыта освоения образовательной области
В силу сложности восприятия произведений музыкального ис­кусства для малышей необходимо включать инструментальные про­изведения в доступные и привлекательные для него виды деятель­ности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двига­тельные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных ин­струментах и т. д.
Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музы­кального звука. Это позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и сред­ствами его выразительности (колыбельная для куклы, потому что музыка медленная; медведь идет, потому что музыка низкая и т. п.). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музы­кальные регистры (высоко—низко), простой характер музыки (ве­селая—грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясо­вая—марш).
В процессе организации музыкальной деятельности педагог по­могает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Ак­центирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего использует упражнения артикуляционной гимнасти­ки, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы зву­коподражания, пение взрослого a cappella.
Воспитатель организовывает и участвует в играх как основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические особенности строения детского голосового аппарата, ис­пользуя прием «вопрос-ответ». Также необходимо учитывать амп­литуду диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с ребенком педагог придумывает звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых произведений устного народного  творчества — сказок. Педагог создает условия для двигательных творческих импровиза­ций детей. Это позволяет ребенку прочувствовать ритмический рису­нок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок трех-четырех лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т. д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.
Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду не­обходимо иметь минимальный набор музыкальных шумовых инстру­ментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента ребенок создает музы­кально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает по­нять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
ü Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первона­чальные суждения о настроении музыки.
ü Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, пере­дает их в движении.
ü Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
ü Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.
ü У ребенка неустойчивый и ситуативный интерес и желание участ­вовать в музыкальной деятельности.
ü Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.
ü Затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.
ü Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.


Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоя­тельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют среднему дошкольнику интерпретировать ха­рактер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.
Задачи воспитания и развития детей
Задачи в области музыкального восприятия — слушания — интер­претации.
1.Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
2.Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем на­строении с помощью музыки.
3.Развивать у дошкольников музыкальный слух — интонацион­ный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освое­нию детьми элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в области музыкального исполнительства — импровизации — творчества
1.Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
2.Способствовать освоению детьми приемов игры на детских му­зыкальных инструментах.
3.Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
4.Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься му­зыкальной деятельностью.
Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети
Дети учатся распознавать настроение музыки на примере уже зна­комых метроритмических рисунков, понимать, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализируют музыкальную форму двух- и трехчастных произведений. Понимают, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Развивают умение различать музыку, изображающую что-либо (какое-то движе­ние в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой). Дифференцировать: музыка выражает внутренний мир человека, а изображает — внешнее движе­ние. Пользоваться звуковыми сенсорными предэталонами.

Организация опыта освоения образовательной области
Условия организации музыкальной деятельности детей этого возрас­та должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроения человека. Необходимо показать ребенку, что окружающий его мир людей, вещей и природы может бьггь изображен и выражен музыкаль­ными звуками, а о его собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.
Воспитатель подбирает специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации для развития интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти.
Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собст­венных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в сред­нем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, движе­ния, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор спо­собов и форм такого обучения для того, чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.
Педагог создает развивающие ситуации, стимулирующие детей к созданию простейших песенных импровизаций. Показывает возмож­ность их включения в рассказывание сказок, в игровые драматизации.
Педагог помогает детям организовать простейший оркестр, по­скольку средние дошкольники могут играть двумя руками на метал­лофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и ударных инструментах. Каждый ребенок может стать дирижером импровизационного ансам­бля с игрой и пением, побуждая тем самым друг друга к творчеству.
Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его со­здания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интона­цию. Стимулирует развитие умения переноса, свидетельствующее о вы­соком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятель­ности, так и при домашнем музицировании и пении.

Итоги освоения содержания образовательной области
ü Ребенок может установить связь между средствами выразительно­сти и содержанием музыкально-художественного образа.
ü Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
ü Владеет элементарными вокальными приемами. Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
ü Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трёхдольном размере.
ü Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в само­стоятельную деятельность, делает попытки творческих импровиза­ций на инструментах, в движении и пении.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü Ребенок невнимательно слушает музыкальное произведение, не вникает в его содержание.
ü Музыка не вызывает соответствующего эмоционального отклика. S Отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в опреде­лении характера музыкальных образов и средств их выражения.
ü Не интонирует, поет на одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается.
ü Не может повторить заданный ритмический рисунок.
ü Не проявляет творческую активность, пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.

Старшая группа


В старшем дошкольном возрасте источником получения музы­кальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной куль­туры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живопи­сью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегратив- ный подход к организации взаимодействия детей с искусством позво­ляет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близки­ми для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии му­зыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активи­зируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоци­онального переживания выражается в способности старшего дошколь­ника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, компози­торских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получе­ния знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Задачи воспитания и развития детей
Задачи в области музыкального восприятия — слушания — интер­претации
1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
2.Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
3.Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
4.Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства — импровизации — творчества
1.Развивать певческие умения детей.
2.Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
3.Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импро­визации танцев, игр, оркестровок.
4.Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

Ориентация детей в образовательной области
Дети учатся узнавать музыку разных композиторов: западноевро­пейских (И-С. Бах, Э. Григ, И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Р. Шуман и дру­гие) и русских (Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, П. И. Чайков­ский и другие). Получают элементарные представления о биографиях и творчестве композиторов, истории создания оркестра, истории раз­вития музыки, музыкальных инструментах. Учатся различать музыку разных жанров, средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм); знают характерные признаки балета и оперы. Понимают, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразитель­ности.
Подготовительная группа
Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъ­ем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празд­нике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показы­вает, что главным для него становится не процесс участия в дея­тельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятель­ности становится для ребенка не игрой, а художественным творче­ством.
Задачи воспитания и развития детей
1.   Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
2.    Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
3.  Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
4.   Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства—импровизации- творчества
1.  Развивать умение чистоты интонирования в пении.
2.  Способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.
3.  Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочине­нию танцев, игр, оркестровок.
4.  Развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совмест­ным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

Ориентация детей в образовательной области
Дети учатся узнавать музыку разных композиторов, стилей и жан­ров. Имеют основные представления о творчестве композиторов, му­зыкальных инструментах, элементарных музыкальных формах. Раз­личают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные при­знаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимают, что характер музыки выражается средствами музыкаль­ной выразительности.
Дошкольники рассуждают о музыке адекватно характеру музыкаль­ного образа; суждения развернутые, глубокие, интересные, оригиналь­ные. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.
Организация опыта освоения образовательной области
Педагог осуществляет диагностику интересов и избирательных предпочтений детей в выборе видов музыкальной деятельности, музы­ки разных жанров и композиторов.
Обогащает музыкой другие виды детской деятельности, организуя образовательные ситуации, в которых ребенок имеет возможность со­единять музыку и литературу, музыку и театр и т. д.
Воспитатель использует музыкально-дидактические игры в органи­зации совместной деятельности детей, включает их в самостоятельную деятельность дошкольников. Эти игры также целесообразно исполь­зовать в организации любых занятий с детьми.
Развивающую среду детского сада необходимо оснастить музыкально-дидактическими играми, которые должны органично войти в жизнь дошкольника, научить ребенка играть в них и придумывать такие игры самостоятельно. Следует создавать музыкально обогащен­ную предметно-развивающую среду в группе.
Итоги освоения содержания образовательной области
ü У ребенка развита культура слушательского восприятия.
ü Любит посещать концерты,, музыкальный театр, делится получен­ными впечатлениями.
ü Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направ­лениях классической и народной музыки, творчестве разных ком­позиторов.
ü Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской дея­тельности, на праздниках.
ü Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
ü Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü Ребенок не активен в некоторых видах музыкальной деятельности.
ü Не узнает музыку известных композиторов.
ü Имеет слабые навыки вокального пения.
ü Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
ü Не принимает активного участия в театрализации.
ü Слабо развиты музыкальные способности.

Уважаемые коллеги! Надеемся, что программа поможет вам обо­гатить содержание работы с детьми дошкольного возраста, удовле­творить их потребности в познании, созидании и творчестве, найти дифференцированное содержание воспитания для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и особенностей развития.
Желаем успехов и приглашаем к сотрудничеству!
Авторский коллектив

Комментариев нет:

Отправить комментарий