Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования
«ДЕТСТВО»
(Музыкально-образовательная деятельность)
1.
Целевой раздел.
Програма
«Детство» обеспечивает подход к организации целостного развития и воспитания
ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе
широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией,
математикой, игрой и трудом.
Девиз
программы «Чувствовать — Познавать — Творить» определяет три взаимосвязанные
линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей
целостность и единую направленность. Содержательная связь между разными разделами
программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при
решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в
единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Современному
дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется
в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно
действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует
принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья
ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с
удовольствием идут в детский сад, любят его!
Программа
«Детство» определяет содержание и организацию образовательного процесса для
дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей.
В
обновленной программе «Детство» в соответствии с Федеральными государственными
требованиями (ФГТ) выделено две части — основная и дополнительная.
Программа
«Детство» определяет содержание и организацию образовательного процесса для
дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей.
Задача
программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных
способностей и речи.
В
соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа
обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира —
наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для
дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется
благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга
объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая
деятельность, природа,, искусство и др.) и познавательных умений.
2.
Содержание программы:
Содержание
программы предусматривает последовательный переход от представлений об
отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов,
установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию
способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и
использование наглядных моделей и т.п.). Это приводит к постепенному
формированию целостной картины мира.
Итогом
освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному
решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные
способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому
познанию, интеллектуальная готовность к школе.
В единстве
с развитием познания и чувств осуществляется в программе
линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт
самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей,
стимулировать воображение.
Все
содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему
эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития
индивидуальности, позитивных личностных качеств. В подраздел «Я расту»
включено содержание, отражающее рост самосознания ребенка, расширение его
представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера
и прочее), о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное
осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей
с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния
задано в программе оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических
нагрузок.
Программа
«Детство», как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Дошкольный
возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот
период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с
ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент
здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа
«Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей
дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации —
индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей,
возможностей и способностей.
Это
комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога
развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс
по модели субъект- субъектного взаимодействия с ребенком на основе
педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного
подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в
освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе,
задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия
для естественного индивидуального личностного роста.
Программа
предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее
познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов
гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения
ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными
сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой
и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое
образовательное содержание становится основой для развития любознательности,
познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и
интересов, успешной социализации в современном мире. Содержание программы реализует принцип
этнокультурной соотнесенности дошкольного образования.
Программа
«Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями самих образовательных областей.
Содержательные
связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать
образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.
Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у
них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям,
связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими
практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в
разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях
животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Интегративный
подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и
практическую сферы личности ребенка.
Реализация
программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои
усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание
благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги),
организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с
родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического
процесса.
Программа
«Детство» основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных
образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное
время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки»,
«Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Мальчики и девочки», «Наши
домашние питомцы», «Наш город». Выбор темы учитывает интересы детей, задачи
развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года,
праздники).
Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем
музыкально-художественную деятельность в
области музыкального восприятия, интерпретации, творчества, музыкально-ритмических движений. Обогащать слуховой опыт
детей при
знакомстве с
основными жанрами
музыки. Накапливать
представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
Обучать детей анализу средств
музыкальной выразительности. Развивать умение творческой интерпретации музыки
разными средствами художественной выразительности. Развивать певческие умения
детей. Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования. Стимулировать
самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок. Развивать
умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
3.
Образовательные потребности интересы
и мотивы детей.
Программа прошла многолетнюю
апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт
обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс
социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих
потребностей, возможностей и способностей.
Сегодня
образовательная программа «Детство» — один из широко востребованных документов,
в соответствии с которым в России работают дошкольные образовательные
учреждения разных типов, видов и категорий.
Библиотеку
программы «Детство» составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее
научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа
«Детство» представляет собой единый
программно-методический комплекс, включающий:
ü комплексную программу «Детство» для
детей от 3 до 7 лет;
ü методическое обеспечение программы;
ü методическое обеспечение процесса
подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»;
ü мониторинг развития ребенка и
педагогического процесса в условиях реализации программы «Детство».
Предлагаемое
новое издание программы «Детство» осуществлено с учетом современной ситуации
развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства
начала XXI века.
4. Организационный
раздел.
Младшая группа
В возрасте 3—4 лет необходимым становится создание
условий для активного экспериментирования и практикования ребенка со звуками с
целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование и игра с
музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении,
выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяет ребенку
начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.
Задачи в
области музыкального восприятия — слушания — интерпретации
1.
Воспитывать у детей слуховую
сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
2.
Организовать детское
экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными
звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности,
динамики, тембра.
3.
Активизировать слуховую
восприимчивость младших дошкольников.
Задачи в
области музыкального исполнительства — импровизации — творчества
1.
Развивать двигательно-активные
виды музыкальной деятельности — музыкально-ритмические движения и игры на
шумовых музыкальных инструментах.
2.
Развивать координированность
движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
3.
Формировать у детей вокальные
певческие умения в процессе подпевания взрослому.
4.
Стимулировать умение детей
импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в
музыкальных играх и танцах.
Ориентация детей в образовательной области
Дети учатся различать некоторые свойства
музыкального звука (высоко—низко, громко—тихо). Понимать простейшие связи музыкального
образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Знают, что музыка
бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнивают разные по звучанию
предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно
экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества
музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный
характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и
невербально выражать просьбу послушать музыку.
Организация опыта освоения образовательной области
В силу сложности восприятия произведений музыкального
искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в
доступные и привлекательные для него виды деятельности: рассказывание сказок с
музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку,
сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах
и т. д.
Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах
музыкального звука. Это позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие
связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности
(колыбельная для куклы, потому что музыка медленная; медведь идет, потому что
музыка низкая и т. п.). При отборе музыкального репертуара следует обращать
внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музыкальные регистры
(высоко—низко), простой характер музыки (веселая—грустная); двигательно
интерпретирует метроритм (плясовая—марш).
В процессе организации музыкальной деятельности
педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать,
создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Акцентирует
внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер
игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения,
танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений
актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог
готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего
использует упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические
игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a cappella.
Воспитатель организовывает и участвует в играх как
основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на
фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические
особенности строения детского голосового аппарата, используя прием
«вопрос-ответ». Также необходимо учитывать амплитуду диапазона голоса ребенка,
включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с
ребенком педагог придумывает звуковые образные импровизации, созданные на основе
одного из самых любимых произведений устного народного творчества — сказок. Педагог создает условия
для двигательных творческих импровизаций детей. Это позволяет ребенку
прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер
музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических
движениях ребенок трех-четырех лет использует различные предметы (шары, мячи,
ленты, цветы и т. д.), с помощью которых движения становятся более
выразительными.
Особое значение в музыкальном развитии малыша
приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду необходимо
иметь минимальный набор музыкальных шумовых инструментов, в качестве которых
можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента
ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и
создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять
характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения
ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок
с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
ü Проявляет
эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении
музыки.
ü Различает
танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передает их в движении.
ü Эмоционально
откликается на характер песни, пляски.
ü Активен
в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.
ü У
ребенка неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной
деятельности.
ü Музыка
вызывает незначительный эмоциональный отклик.
ü Затрудняется
в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений
не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.
ü Не
интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в
пение взрослого.
Средняя
группа
В
среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и
накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником
танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Чувственное познание свойств музыкального звука и
двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных
произведений позволяют среднему дошкольнику интерпретировать характер
музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывают у
ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного
исполнительства.
Задачи воспитания и
развития детей
Задачи
в области музыкального восприятия — слушания — интерпретации.
1.Воспитывать слушательскую культуру
детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства
музыки.
2.Развивать умение детей общаться и
сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
3.Развивать у дошкольников
музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый;
способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в
области музыкального исполнительства — импровизации — творчества
1.Развивать у детей координацию
слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
2.Способствовать освоению детьми
приемов игры на детских музыкальных инструментах.
3.Способствовать освоению элементов
танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и
драматизациях.
4.Стимулировать желание ребенка
самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети
Дети учатся распознавать настроение музыки на примере уже
знакомых метроритмических рисунков, понимать, что чувства людей от радости до
печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке.
Анализируют музыкальную форму двух- и трехчастных произведений. Понимают, что
музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый).
Развивают умение различать музыку, изображающую что-либо (какое-то движение в
жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца,
морской прибой). Дифференцировать: музыка выражает внутренний мир человека, а
изображает — внешнее движение. Пользоваться звуковыми сенсорными
предэталонами.
Организация опыта освоения образовательной
области
Условия организации музыкальной деятельности детей этого
возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного
компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей
заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр,
организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает
эмоции, характер, настроения человека. Необходимо показать ребенку, что
окружающий его мир людей, вещей и природы может бьггь изображен и выражен
музыкальными звуками, а о его собственных переживаниях может сообщить то или
иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения
ребенка с социумом.
Воспитатель подбирает специальные музыкальные игры, песенные
и инструментальные импровизации для развития интонационного, тембрального,
ладового слуха, музыкальной памяти.
Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него
средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных
музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте
особенно значимо обучение детей технике пения, движения, музицирования.
Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения для
того, чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству
самовыражения и игры.
Педагог создает развивающие ситуации, стимулирующие детей к
созданию простейших песенных импровизаций. Показывает возможность их включения
в рассказывание сказок, в игровые драматизации.
Педагог помогает детям организовать простейший оркестр, поскольку
средние дошкольники могут играть двумя руками на металлофоне, дровах,
лесенке-дровах, резонаторе и ударных инструментах. Каждый ребенок может стать
дирижером импровизационного ансамбля с игрой и пением, побуждая тем самым друг
друга к творчеству.
Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в
соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его
создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный
инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию. Стимулирует
развитие умения переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения
музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок
использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем
музицировании и пении.
Итоги освоения содержания образовательной
области
ü Ребенок может установить связь между
средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
ü Различает выразительный и
изобразительный характер в музыке.
ü Владеет элементарными вокальными
приемами. Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
ü Ритмично музицирует, слышит сильную
долю в двух-, трёхдольном размере.
ü Накопленный на занятиях музыкальный
опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций
на инструментах, в движении и пении.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü Ребенок невнимательно слушает
музыкальное произведение, не вникает в его содержание.
ü Музыка не вызывает соответствующего
эмоционального отклика. S Отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в
определении характера музыкальных образов и средств их выражения.
ü Не интонирует, поет на одном звуке,
дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается.
ü Не может повторить заданный
ритмический рисунок.
ü Не проявляет творческую активность,
пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных
играх, драматизациях, танцах.
Старшая
группа
В старшем дошкольном возрасте
источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но
и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей,
уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с
литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для
ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегратив- ный
подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому
ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами:
звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что
музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые
при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем,
активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального
переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не
столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и
характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности
развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его
музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и
познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских
интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится
накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения
с музыкой.
Задачи воспитания и развития детей
Задачи
в области музыкального восприятия — слушания — интерпретации
1. Обогащать
слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
2.Накапливать представления о жизни
и творчестве некоторых композиторов.
3.Обучать детей анализу средств
музыкальной выразительности.
4.Развивать умение творческой
интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального
исполнительства — импровизации — творчества
1.Развивать певческие умения детей.
2.Способствовать освоению детьми
умений игрового музицирования.
3.Стимулировать самостоятельную
деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
4.Развивать умение сотрудничать в
коллективной музыкальной деятельности.
Ориентация
детей в образовательной области
Дети учатся узнавать музыку разных
композиторов: западноевропейских (И-С. Бах, Э. Григ, И. Гайдн, В.-А. Моцарт,
Р. Шуман и другие) и русских (Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, П. И.
Чайковский и другие). Получают элементарные представления о биографиях и
творчестве композиторов, истории создания оркестра, истории развития музыки,
музыкальных инструментах. Учатся различать музыку разных жанров, средства
музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм); знают характерные
признаки балета и оперы. Понимают, что характер музыки выражается средствами
музыкальной выразительности.
Подготовительная группа
Ребенку седьмого года жизни
свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в
спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они
характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание
качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что
главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат.
Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа,
стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в
музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным
творчеством.
Задачи воспитания и развития детей
1.
Обогащать слуховой опыт детей при
знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
2.
Накапливать представления о жизни и
творчестве русских и зарубежных композиторов.
3.
Обучать детей анализу, сравнению и
сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной
выразительности.
4.
Развивать умения творческой
интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального
исполнительства—импровизации- творчества
1. Развивать умение чистоты интонирования в пении.
2. Способствовать освоению навыков ритмического многоголосья
посредством игрового музицирования.
3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению
танцев, игр, оркестровок.
4. Развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным
творчеством в коллективной музыкальной деятельности.
Ориентация
детей в образовательной области
Дети учатся узнавать музыку разных
композиторов, стилей и жанров. Имеют основные представления о творчестве
композиторов, музыкальных инструментах, элементарных музыкальных формах. Различают
музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы,
симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности
(лад, мелодия, метроритм). Понимают, что характер музыки выражается средствами
музыкальной выразительности.
Дошкольники рассуждают о музыке
адекватно характеру музыкального образа; суждения развернутые, глубокие,
интересные, оригинальные. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с
собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию
музыкальных впечатлений.
Организация
опыта освоения образовательной области
Педагог осуществляет диагностику
интересов и избирательных предпочтений детей в выборе видов музыкальной
деятельности, музыки разных жанров и композиторов.
Обогащает музыкой другие виды
детской деятельности, организуя образовательные ситуации, в которых ребенок
имеет возможность соединять музыку и литературу, музыку и театр и т. д.
Воспитатель использует
музыкально-дидактические игры в организации совместной деятельности детей,
включает их в самостоятельную деятельность дошкольников. Эти игры также
целесообразно использовать в организации любых занятий с детьми.
Развивающую среду детского сада
необходимо оснастить музыкально-дидактическими играми, которые должны органично
войти в жизнь дошкольника, научить ребенка играть в них и придумывать такие
игры самостоятельно. Следует создавать музыкально обогащенную
предметно-развивающую среду в группе.
Итоги
освоения содержания образовательной области
ü У ребенка развита культура слушательского восприятия.
ü Любит посещать концерты,, музыкальный театр, делится полученными
впечатлениями.
ü Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях
классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.
ü Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности,
на праздниках.
ü Активен в театрализации, где включается в
ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и
ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или
рассказывания.
ü Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии
на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
ü Ребенок не активен в некоторых видах музыкальной
деятельности.
ü Не узнает музыку известных композиторов.
ü Имеет слабые навыки вокального пения.
ü Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и
перестроении с музыкой.
ü Не принимает активного участия в театрализации.
ü Слабо развиты музыкальные способности.
Уважаемые
коллеги! Надеемся, что программа поможет вам обогатить содержание работы с
детьми дошкольного возраста, удовлетворить их потребности в познании,
созидании и творчестве, найти дифференцированное содержание воспитания для
каждого ребенка в зависимости от его возможностей и особенностей развития.
Желаем
успехов и приглашаем к сотрудничеству!
Авторский коллектив
Комментариев нет:
Отправить комментарий